Психологические территории между родителями и ребенком.
Нарушением границ психологической территории мы будем называть воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насиль-ственности (то есть без получения согласия) с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, своих возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить правила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т. д., а также самовольное использование и присвоение физической территории другого человека или его предметов физического мира.
Под оккупацией психологической
территории другого человека мы будем иметь в виду то же воздействие, что и при
нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо
большей степенью интенсивности.
Прежде чем перейти к исследованию
взаимодействия психологических территорий взрослых людей, рассмотрим общую
схему развития психологической территории ребенка в родительской семье.
Эмбрион
Нет своей психологической территории.
Полное включение в материнское тело и состояние. Ответственность за развитие и
вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма
Грудной
период, младенчество (0-1 год)
Тело отделилось, но сохраняется
абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери.
Ответственность за это развитие целиком лежит на
Раннее
детство (1 -3 года)
Уже появились самостоятельные желания,
выражено стремление к познанию, потребность в освоении различных навыков
чрезвычайно велика. У ребенка начинает развиваться воля. Ответственность за
развитие и жизнь ребенка лежит на матери, но он уже может активно выражать
свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и
самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте
обусловливают развитие невроза характера
Детство
(3-6 лет)
Появляется свое «Я», свои вещи,
понимание того, что является «моим»; ребенок демонстрирует стремление к
познанию, развитию, изучению собственных возможностей; отличается
специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного
нормами и предписаниями. Развивается желание, с одной стороны, отстоять свои
границы, а с другой - расширить свою психологическую территорию. В тоже время
велика зависимость
20
Глава 2. Взаимодействие психологических
территорий
от родителей. Если в этом возрасте
родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот,
совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:
а)
не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать
свои: постоянно вторгается в чужую сферу и получает болезненный отпор; не
умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и
сущностью, навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей; имеет
трудности самоидентификации: с трудом представляет, кто он, каковы его цели,
желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать
зависимые отношения.
б)
наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает
страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются
социальные связи; отсутствует способность к построению близких отношений,
возникает чувство одиночества, затруднены сотрудничество и способность к
командному взаимодействию
Старший детский возраст (6-11 лет)
Психологическая территория расширяется.
Психологические границы приобретают четкие очертания. Появляются свои «тайны»,
четко выраженное стремление к приобретению новых качеств, умений, знаний.
Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание,
проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает стремление к
самостоятельности, но при благоприятных обстоятельствах забота родителей и их
опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на родителей воспринимается
как комфортное, расширение границ пока еще производится довольно осторожно, и
ребенок легко поддается стремлению родителей владеть его территорией. Но если
родители негибки, то актуализируется первая борьба за психологическую
территорию. Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, если успех в
этой битве оказывается на их стороне, влечет за собой потерю доверия и
внутреннее отстранение ребенка: он «отодвигается внутри», чтобы иметь больше
свободы, хотя бы внутренней, в присутствии родителей оставаясь замкнутым - и
все происходящее с ним становится тайной для взрослых
Ранний
подростковый возраст (11-13 лет)
Начало периода самоидентификации,
самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет
родителей. Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и
попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы, задачи.
Если родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию своего
ребенка (а они претендуют!) то начинается острая борьба «за свободу». Основная
трудность: противоречие между желанием свободы и независимости и практической
и полной зависимостью от родителей в материальном плане и в плане возможностей
для разрешения серьезных проблем. Основная слабость: свобода подростком принимается
отдельно от ответственности. Ответственность отдается родителям
I
Подростковый
возраст (13-16 лет)
Тенденции предыдущего этапа усиливаются.
Родители постепенно сдают позиции и отступают с территории подростка. Идет
борьба за каждый «сантиметр». Подросток борется все более жестко, а иногда и
жестоко. Но зависимость от родителей остается: сохраняются материальная
зависимость, сознательное использование возможностей родителей, зависимость от
моделей по-
21
Часть I.
Созависимость и семья
ведения и системы ценностей родительской
семьи. Частный случай - активное противостояние с желанием отстоять полярные
противоположности только потому, что они «иные», отличные от родительских, и в
этом тоже проявляется зависимость от семьи. Продолжается развитие
самоидентификации и самоопределения. Характерны размышления над дальнейшей
жизнью, выбором направлений деятельности в будущем (профессиональное
самоопределение)
Юность
(17-19 лет)
Если к этому периоду не определены
разумные границы, борьба достигает своего апогея. Обособление продолжается.
Обычно в конце этого периода родители сдают свои психологические позиции, даже
если продолжают поддерживать тинейджера материально. В то же время ему
передается больше ответственности за свои поступки. Часто родители осознанно
или неосознанно культивируют зависимость подростка, оставляя за собой стирку,
уборку, готовку, решение различных проблем, спасение из всевозможных бед и т.
п. Но в ответ они требуют послушания. Напрасно! Юноша не чувствует особой
благодарности к родителям за решение своих проблем: для него это в порядке
вещей. Он считает по привычке, что это обязанность родителей. Несмотря на то,
что большинство решений принимаются им самостоятельно и не соотносится с
желаниями родителей, по-прежнему слишком часто ответственность за негативные
результаты своей жизнедеятельности оставляется родителям. Однако эта тенденция
в случае нормального развития постепенно идет на убыль. Теперь уже родители
отстаивают свою психологическую территорию от тинэйджера, который лишает их
власти и возможности контроля, но не избегает, а, напротив, желает заботы о
себе
Молодость
В здоровых отношениях устанавливается
партнерство суверенных территорий, которые свободны в своем развитии и могут
оказывать взаимную помощь и поддержку, но в пределах, не препятствующих
осуществлению потребностей каждого. Сохраняется область взаимодействия, на
территории которого устанавливаются взаимовыгодные правила, в остальном -
происходит совершенно свободное и ответственное самоопределение. Если на предыдущих
этапах развитие личности подавлялось, этот уровень развития личности не
наступает
Блокирование развития личности может
наступить практически на любом этапе. Это означает, что человек, становясь
взрослым, оказывается не в состоянии строить ответственные и суверенные
взаимоотношения с окружающими. Напротив, у него развивается склонность к
созависимым отношениям, тенденция «уходить» от самостоятельного решения проблем
или, наоборот, сверхответственность как частный случай попытки нейтрализовать
тревожность и чувство собственной ничтожности через стремление к контролю.
Если понравилась статья, поделитесь с друзьями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте Ваш коментарий, отзыв, предложение. Буду благодарен! Мне интересно что вы думаете.