Гиперактивный ребенок. Кто это?
Когда психолог говорит вам, что у вас гиперактивный ребенок – это вовсе не повод хвататься за голову.
Международную Классификацию Болезней под названием: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ.
С тех пор и не утихают споры психиатров с неврологами, педагогов с родителями и мам с подругами на тему того, что такое гиперактивный ребенок и как с этим бороться?
Активный ваш ребенок, или гиперактивный? Активность для детей норма, гиперактивность – уже отклонение. Как определить? Если следующие утверждения верны для вашего малыша, то скорее всего, у вас именно гиперактивный ребенок:

Причины.
Их так много — генетика, родовые травмы, вынашивания ребенка с помощью гормонов, эзотерика, «вихри враждебные» в ретикулярной формации головного мозга (а у кого их нет?), изменения в органике головного мозга, нарушение функции лобных долей, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Нам на выбор предлагают три варианта течения СНВГ:
1. гиперактивность без дефицита внимания (хотя сложно представить эдакого бьющего копытом и одновременно внимающего поучениям);
2. дефицит внимания без гиперактивности ( «витает в облаках», ну разве это патология?);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность.
Это деление весьма условное. Первые два варианта — скорее норма, а не патология. Третий действительно нуждается в серьёзной диагностике состояния, особенно в том случае, если оно сопровождается головными болями, заиканием, тиками и тому подобным.

Лечить СНВГ надо. Когда витаминами, когда — словом добрым, искренним вниманием к своему ребенку, давая ему необходимую поддержку и любовь, а когда и просто нормальным вменяемым воспитанием. И конечно, в этой ситуации можно и нужно обращаться за помощью.
Их так много — генетика, родовые травмы, вынашивания ребенка с помощью гормонов, эзотерика, «вихри враждебные» в ретикулярной формации головного мозга (а у кого их нет?), изменения в органике головного мозга, нарушение функции лобных долей, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Нам на выбор предлагают три варианта течения СНВГ:
1. гиперактивность без дефицита внимания (хотя сложно представить эдакого бьющего копытом и одновременно внимающего поучениям);
2. дефицит внимания без гиперактивности ( «витает в облаках», ну разве это патология?);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность.
Это деление весьма условное. Первые два варианта — скорее норма, а не патология. Третий действительно нуждается в серьёзной диагностике состояния, особенно в том случае, если оно сопровождается головными болями, заиканием, тиками и тому подобным.

Лечить СНВГ надо. Когда витаминами, когда — словом добрым, искренним вниманием к своему ребенку, давая ему необходимую поддержку и любовь, а когда и просто нормальным вменяемым воспитанием. И конечно, в этой ситуации можно и нужно обращаться за помощью.
Следствие.
В результате сплетения множества причин мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.
Непоседа, шалун, шкодник, озорник – раньше их называли так. Теперь все чаще используется термин «гиперактивный ребенок». Каждой маме хоть раз казалось, что это как раз про ее малыша – вы падаете от усталости, а ваш зайчик скачет, что-то рассказывает, куда-то все время тянет и чего-то требует. Дети, как и взрослые, все разные. Есть мечта родителей, тихие, спокойные дети, способные сами себя занять (говорят есть, по крайней мере автор этой статьи своими ушами слышала, как о таком ребенке рассказывала знакомая подруги двоюродной серстры, а та сама читала об этом ).
- Беспокойный сон, трудно и долго засыпает, днем не спит.
- Частые аллергии и кишечные расстройства, нестойкий аппетит.
- Повышенная двигательная активность, ни минуты не сидит на месте, даже в состоянии усталости. Когда совсем «садятся батарейки» впадает в плач, вплоть до истерики.
- Быстрая речь, глотает слова, не выслушивает собеседника, задает много вопросов, не слушая ответов.
- Не реагирует на запреты, наоборот, часто делает назло. Не может контролировать себя и ограничивать.
- Провоцирует конфликты, агрессивен по отношению к другим.
- Ведет себя одинаково как дома, так и в остальных местах.
Не знает, что такое «очередь» и не понимает, почему старики и грудные дети в привилегированном положении.
Такому ребенку трудно сосредоточиться. Получив желанную игрушку, он теряет к ней интерес, едва раскрыв коробку. Болтлив без меры, ребенок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует.

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Тихо и спокойно играть не умеет. Часто теряет вещи, причем не только свои.
Он не предвидит последствия своих поступков и не отвечает за них. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых.
Он кошмар педагогов и вечное чувство родительской вины перед миром.
Он особенный, не такой, как все…..
Такие дети выскакивают под колеса машин, переворачивают кастрюли с кипятком. А в школе – не могут сосредоточиться, вертятся, разговаривают, безобразничают, дерутся и вообще всячески осложняют жизнь педагогам и одноклассникам. К сожалению, в большинстве случаев малыши получают порцию оплеух по мягкому месту, их постоянно ругают. Но такое поведение – не избалованность, это состояние (ну не люблю я слово «Болезнь»!), от которого нельзя избавиться, применяя силовые методы воспитания. Чтобы преодолеть проблему, прежде всего это должны осознать родители таких детей.
Для таких детей очевидным и негативным является просмотр агрессивных мультфильмов и компьютерных игр. Родители также мало уделяют внимания детям - из-за работы или иной большой загруженности делами, компенсируют это покупками и посещением студий – и это большая проблема.
Ребенок с таким диагнозом чрезвычайно подвижен, постоянно чем-то занимается, но одновременно не способен сосредоточиться даже на короткое время. Но, тем не менее, не стоит спешить ставить «диагноз» ведь можно поспешно расценить как отклонение от нормы присущие малышам-холерикам импульсивность и любознательность. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально.
Яркие признаки
Синдром гиперактивности чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Наиболее ярко симптомы СНВГ начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй "всплеск" симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Первые признаки можно заметить уже на первом году жизни. Такие дети особенно чувствительны к всевозможным раздражителям: свету, звукам, движениям родителей и т.д. Они часто плачут, сложно засыпают, плохо спят. Следующим ярким этапом, когда сказывается гиперактивность, сновится кризис трехлетнего возраста. Иногда он совпадает по времени с передачей малыша в детсад. Воспитатели сразу начинают жаловаться на «тяжелый» характер ребенка - неусидчивость, неспособность сосредоточится, неуправляемость. Из-за новых нагрузок, психологических и физических, возрастает и симптоматика синдрома гиперактивности. Вторым всплеском является подготовка к школе. Нагрузки увеличиваются, и нервная система ребенка не в состоянии с ними справиться. У малышей, кроме непоседливости и отсутствия тяги к знаниям, появляется вспыльчивость, заниженная самооценка, разнообразные страхи и фобии, беспокоят головные боли. Они могут трудно адаптироваться в коллективе.
В результате сплетения множества причин мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.
Непоседа, шалун, шкодник, озорник – раньше их называли так. Теперь все чаще используется термин «гиперактивный ребенок». Каждой маме хоть раз казалось, что это как раз про ее малыша – вы падаете от усталости, а ваш зайчик скачет, что-то рассказывает, куда-то все время тянет и чего-то требует. Дети, как и взрослые, все разные. Есть мечта родителей, тихие, спокойные дети, способные сами себя занять (говорят есть, по крайней мере автор этой статьи своими ушами слышала, как о таком ребенке рассказывала знакомая подруги двоюродной серстры, а та сама читала об этом ).
- Беспокойный сон, трудно и долго засыпает, днем не спит.
- Частые аллергии и кишечные расстройства, нестойкий аппетит.
- Повышенная двигательная активность, ни минуты не сидит на месте, даже в состоянии усталости. Когда совсем «садятся батарейки» впадает в плач, вплоть до истерики.
- Быстрая речь, глотает слова, не выслушивает собеседника, задает много вопросов, не слушая ответов.
- Не реагирует на запреты, наоборот, часто делает назло. Не может контролировать себя и ограничивать.
- Провоцирует конфликты, агрессивен по отношению к другим.
- Ведет себя одинаково как дома, так и в остальных местах.
Не знает, что такое «очередь» и не понимает, почему старики и грудные дети в привилегированном положении.
Такому ребенку трудно сосредоточиться. Получив желанную игрушку, он теряет к ней интерес, едва раскрыв коробку. Болтлив без меры, ребенок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует.

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Тихо и спокойно играть не умеет. Часто теряет вещи, причем не только свои.
Он не предвидит последствия своих поступков и не отвечает за них. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых.
Он кошмар педагогов и вечное чувство родительской вины перед миром.
Он особенный, не такой, как все…..
Такие дети выскакивают под колеса машин, переворачивают кастрюли с кипятком. А в школе – не могут сосредоточиться, вертятся, разговаривают, безобразничают, дерутся и вообще всячески осложняют жизнь педагогам и одноклассникам. К сожалению, в большинстве случаев малыши получают порцию оплеух по мягкому месту, их постоянно ругают. Но такое поведение – не избалованность, это состояние (ну не люблю я слово «Болезнь»!), от которого нельзя избавиться, применяя силовые методы воспитания. Чтобы преодолеть проблему, прежде всего это должны осознать родители таких детей.
Для таких детей очевидным и негативным является просмотр агрессивных мультфильмов и компьютерных игр. Родители также мало уделяют внимания детям - из-за работы или иной большой загруженности делами, компенсируют это покупками и посещением студий – и это большая проблема.
Ребенок с таким диагнозом чрезвычайно подвижен, постоянно чем-то занимается, но одновременно не способен сосредоточиться даже на короткое время. Но, тем не менее, не стоит спешить ставить «диагноз» ведь можно поспешно расценить как отклонение от нормы присущие малышам-холерикам импульсивность и любознательность. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально.
Яркие признаки
Синдром гиперактивности чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Наиболее ярко симптомы СНВГ начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй "всплеск" симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Первые признаки можно заметить уже на первом году жизни. Такие дети особенно чувствительны к всевозможным раздражителям: свету, звукам, движениям родителей и т.д. Они часто плачут, сложно засыпают, плохо спят. Следующим ярким этапом, когда сказывается гиперактивность, сновится кризис трехлетнего возраста. Иногда он совпадает по времени с передачей малыша в детсад. Воспитатели сразу начинают жаловаться на «тяжелый» характер ребенка - неусидчивость, неспособность сосредоточится, неуправляемость. Из-за новых нагрузок, психологических и физических, возрастает и симптоматика синдрома гиперактивности. Вторым всплеском является подготовка к школе. Нагрузки увеличиваются, и нервная система ребенка не в состоянии с ними справиться. У малышей, кроме непоседливости и отсутствия тяги к знаниям, появляется вспыльчивость, заниженная самооценка, разнообразные страхи и фобии, беспокоят головные боли. Они могут трудно адаптироваться в коллективе.
У нас сейчас мода на гиперактивность: бывали случаи, когда ее диагностировали у взрослых людей, хотя это нонсенс – во взрослом возрасте ее просто не может быть.
Любовь и забота
Давно замечено, что такие дети не реагируют на силовые методы воспитания, крики. Вместе с тем они чрезвычайно чувствительны к похвале и поощрению. Говорите малышам слова любви, как можно чаще используйте прикосновения: целуйте, гладьте по головке, похлопывайте по плечу, обнимайте и прижимайте к себе. Читайте хорошие сказки. Больше времени проводите вместе с ребенком, даря ему достаточно любви, внимания и поддержки. Следует также уделить особое внимание правильному распорядка дня. И отвести достаточно времени для сна и отдыха.
Общие усилия семьи, направленные на поддержку и развитие такого ребенка, не остаются бесполезными.
Мы видим в особых детках проблемы. Но ведь все они обладают и ресурсами!
Так хочется верить, что настанет день, и в медицинских ВУЗах начнут вести предметы: «Как увидеть душу за диагнозом?», «Как увидеть потенциал пациента?», «Как перестать лечить и начать помогать?». А в психологических институтах зададутся вопросами: «Что первично – проблемы или ресурсы?», «Особенности – патология или гениальность?», «Стоит ли подгонять всех детей под единый календарь развития – или стоит увидеть в каждом личность?»
Не стоит отчаиваться, это поведение, хоть и тяжелое для родителей, вполне можно попытаться скорректировать, а если вы приложите к этому старание и любовь, то попытки непременно увенчаются успехом. Конечно, стоит проконсультироваться с детским невропатологом, но не торопитесь подсаживать ребенка на медицинские препараты, ведь они не уберут причину, а просто приглушают активность. Помочь ребенку в первую очередь можете и должны вы.
Самый главный совет – запаситесь терпением. Да, вам понадобиться его бесконечное количество. Не кричите на ребенка, и уж тем более, не бейте его. Он не виноват в этом поведении, и не делает это для того, чтобы испортить вам жизнь. Наоборот, чаще всего такое поведение является следствием ошибок взрослых: не слишком удачно прошедший родовой процесс, тяжелое течение беременности, заболевания или травмы, перенесенные в грудничковом возрасте.

Итак, будьте доброжелательны и спокойны. Организуйте свою и малыша жизнь так, чтобы везде успевать, не торопясь. Потратьте силы на то, чтобы приучить его к режиму дня, это очень благотворно и успокаивающе действует на нервы. Используйте для этого ритуалы, они помогают настроиться на определенное действие. Например, чтение сказки перед сном, мытье рук с пальчиковыми играми и прибаутками перед едой, еда всегда в определенное время и т.п.
Обязательно давайте возможность ребенку выпустить излишки энергии. Непременны прогулки на свежем воздухе, с возможностью побегать, попрыгать и полазить на горках-лесенках. Научите его избавляться от агрессии так, чтобы не причинять вреда окружающим, например, если бросаться камнями, то в землю, если лупить палкой, то по забору.
Избавьте ребенка от слишком бурных впечатлений. Таким детям противопоказаны большие скопления людей и шумные мероприятия. Ограничьте просмотр телевизора получасом в день, при этом передачи или мультфильмы, которые смотрит малыш, должны быть спокойными и неагрессивными.
Вашему малышу необходима специальная диета, потому что некоторые продукты могут стимулировать гиперактивность даже у совершенно не склонных к этому детей, например, продукты с повышенным содержанием сахара, такие, как шипучие напитки типа «Кока-колы». Вообще весь фаст-фуд не для вас, да, собственно, и вовсе не для детей.
Легче всего наградить ребенка ярлыком, не прилагать усилий к правильному взаимодействию с ним, не закладывать в нем даже элементарных норм поведения, списывая все на его уникальность, одаренность, гиперактивность, "индиговость", которых может и не быть. А ведь одаренность вовсе не исключает хорошего воспитания и навыков самореализации. Наоборот, если человек в детстве не научится коммуницировать с окружающими, потому что эти самые окружающие махнули на него рукой, то ему будет невероятно сложно общаться с миром во взрослой жизни. Хотим ли мы такого будущего для своих детей?
И последнее по списку, но первое по значению. Любите своего ребенка таким, каков он есть. Не предъявляйте к нему чрезмерных для него требований, подумайте, ведь именно такой ребенок родился именно у вас, и возможно, он пришел к вам для того, чтобы вы чему-то научились. Не сравнивайте его с другими детьми, особенно, если эти сравнения не в его пользу. Не забывайте говорить ему, как вы его любите, и не за что-то, а любите вообще, как хорошо, что он у вас есть, и как вы ему рады. Не относитесь к его особенности, как к досадной помехе, а примите это как к тому, что вам нужно понять и принять, и помочь малышу справиться с этим. У вас непременно все получится.

Елена Глушко http://elenaglushko.ru/
Если понравилась статья, поделитесь с друзьями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте Ваш коментарий, отзыв, предложение. Буду благодарен! Мне интересно что вы думаете.